Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О зданиях, строениях, в которых осуществляется образовательная деятельность

Об оборудованных учебных кабинетах и объектах для проведения практических занятий
Об объектах спорта
Нет объектов спорта |
О доступе к информационно-коммуникационным сетям
Тип соединения с Интернет | Проводной |
Скорость соединения | 100 Мбит/с |
Фильтрация | От провайдера |
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы (при наличии) |
|
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы (при наличии) |
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии | не имеется |
Доступная среда
Об оборудованных учебных кабинетах и объектах для проведения практических занятий, приспобленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Не имеетсяО библиотеке, приспобленной для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Не имеетсяОбъекты спорта
Не имеетсяСредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1.1. Цели и задачи Программы «Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для специалистов дошкольных организаций, в которых воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (далее - дети с ТНР). Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка. Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается в дошкольном детстве. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большой степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха. Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи. На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой; на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы; на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы. Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений). Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью, - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи. Коррекционная помощь детям с ТНР является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Программа способствует реализации прав детей дошкольного возраста, в том числе, детей с тяжелыми нарушениями речи, на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с ТНР достигается через решение следующих задач: – реализация адаптированной основной образовательной программы; – коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР; – охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия; – обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; – создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; – формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; – формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР; – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР; – обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования. При разработке и конструировании адаптированной основной образовательной программы могут использоваться комплексные образовательные программы, соответствующие Стандарту (см. п. «Перечень литературных источников») и парциальные образовательные программы (см. п. «Перечень литературных источников»), а также методические и научно-практические материалы.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах: 1. Общие принципы и подходы к формированию программ: – поддержка разнообразия детства; – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; – позитивная социализация ребенка; – личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; – содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; – сотрудничество Организации с семьей; – возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. 2. Специфические принципы и подходы к формированию программ: – сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей детей с ТНР, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.); – индивидуализация дошкольного образования детей с ТНР предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности; – развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка; – полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие детей с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т. п. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей с ТНР дошкольного возраста; – инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную основную образовательную программу. При этом за Организацией остаётся право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп воспитанников, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ТНР. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
1.2.1. Целевые ориентиры дошкольного возраста Целевые ориентиры освоения Программы детьми младшего дошкольного возраста с ТНР К концу данного возрастного этапа ребенок: – способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками; – проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи; – понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи; – пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы; – понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями; – различает лексические значения слов и грамматических форм слова; – называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами; – участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами); – рассказывает двустишья; – использует слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут сопровождаться жестами; – произносит простые по артикуляции звуки; – воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов; – выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый); – соблюдает в игре элементарные правила; – осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры; – проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать; – замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого; – выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека; – показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы; – выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»); – усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах; – считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета); – знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь); – эмоционально положительно относится ко всем видам детской деятельности, ее процессу и результатам; – владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками; – планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого; – с помощью взрослого и самостоятельно выполняет ритмические движения с музыкальным сопровождением; – осваивает различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); – обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.); – действует в соответствии с инструкцией; – выполняет по образцу, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя); – стремится принимать активное участие в подвижных играх; – выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого; – с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.
Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми среднего дошкольного возраста с ТНР К концу данного возрастного этапа ребенок: – проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели; – понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств; – использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией; – различает разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические формы); – использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами; – пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке; – составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта; – владеет простыми формами фонематического анализа; – использует различные виды интонационных конструкций; – выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей, понимает и называет свою роль; – использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы-заместители; – передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений; – стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого; – проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь; – занимается различными видами детской деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (не менее 15 мин.); – устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; – осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно; – |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечения доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо; разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья; в ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПк, обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О специальных условиях питания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не имеется | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О специальных условиях охраны здоровья |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан. В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13: 1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях. 2) раз в неделю медицинский работник проводит осмотр детей. 3) в соответствии с рекомендациями ТПМПК организуется динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
.
с. Шатои “ —2021г
1. Краткая характеристика объекта Адрес объекта, на котором предоставляются услуги: 366400, ЕР, Шатойский район, с. Шатой, ул. С. Гугаева 6/н Наименование предоставляемых услуг: образовательные услуги по реализации образовательных программ дошкольного образования. Сведения об объекте: -отдельно стоящее здание: 2 этажа, 642 кв. м. -наличие прилегающего земельного участка: 2445,5 кв.м. Название организации, которая предоставляет услугу населению: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Сказка» с. Шатой Шатойского муниципального района» Адрес места нахождения организации: 366400, ЕР, Шатойский район, с. Шатой, ул. С. Гугаева 6/н Основание для пользования объектом (оперативное управление, аренда): аренда Форма собственности (государственная, муниципальная, частная): муниципальная Наименование и адрес вышестоящей организации: Муниципальное учреждение «Отдел дошкольных учреждений», Индекс: 366400 Адрес: ЧР, Шатойский район, с. Шатой,ул. С. Гугаева 6/н П. Краткая характеристика действующего порядка предоставления на объекте услуг населению Сфера деятельности: образовательная Плановая мощность (посещаемость, количество обслуживаемых в день, вместимость, пропуская способность) : 130 чел. Форма оказания услуг ( на объекте, с Длительным пребыванием, в т. ч. проживание, обеспечение Доступа к месту преДостаатения услуги, на дому, Дистанционно): на объекте Категории обслуживаемого населения по возрасту ( дети, взрослые труДоспособного возраста, пожгиые, все возрастные категории): дети дошкольного возраста Категории обслуживаемых инвалидов (ИНВШшДЫ с нарушениями опорноДвигательного аппарата, нарушениями зрения, нарушениями слуха): детей инвалидов нет Ш. Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов объекта
IV. Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов предоставляемых услуг
|